Публикации об ЭШ-100.100

Журнал «Техника — молодёжи», 2007-02

В марте 1977 г. был введён в работу ЭШ-100.100 №1 на разрезе Назаровский в Красноярском крае. На тот период ЭШ-100.100 (обозначение — экскаватор шагающий, ёмкость ковша 100 м3, стрела 100 м), был самым большим одноковшовым экскаватором в Евразии, одним из крупнейших в мире. В конструкции применены эффективные решения: цельносварные опорная рама и поворотная платформа; унифицированные конструкции тяговой и подъёмной лебёдок с цельным барабаном; механизм поворота с приводом от восьми безредукторных установок с двигателями мощностью по 1000 кВт; опорно-поворотное устройство с кованными рельсовыми кругами диаметром 21,5 м, шестицилиндровый механизм шагания с четырьмя опорными башмаками и др.

К сожалению, в начале девяностых к уникальной машине уже был потерян интерес, а возможность нажиться на металлоломе отмела все доводы в пользу сохранения экскаватора. Всё, что можно сегодня увидеть, остатки машинного отделения на поросшей бурьяном площадке. И в первую очередь были порезаны ковши гиганта, так что туристам ничего не осталось. Интересно, сколько времени продержались бы в «новой России» Великие Пирамиды?

Шагающий экскаватор ЭШ-100.100, крупнейший в СССР

Журнал «Техника — молодёжи», 1978-01

Второй год 10-й пятилетки ознаменовался блестящим достижением советского экскаваторостроения. На Назаровском угольном разрезе Канско-Ачинского бассейна сделала первые шаги самая большая машина в Европе. Слово «шаги» здесь не образ — речь идет о гигантском шагающем экскаваторе ЭШ-100.100. Цифры обозначают вместимость ковша (в м3) и длину стрелы (в м).

Опираясь на грунт 40-метровыми башмаками, плавно ступает конструкция, которая по весу намного превосходит знаменитую Эйфелеву башню. Верхняя точка экскаватора — головка стрелы — на высоте 25-этажного здания. К месту монтажа части машины доставили несколько железнодорожных составов. Ее тяговая лебедка, перемещающая ковш в породе, настолько мощна, что способна «потянуть» поезд длиной несколько километров. В самом ковше свободно поместится обычный для городских строек экскаватор. Даже эти ставшие уже традиционными в журналистике сравнения говорят об уникальности исполина техники.

На центральном развороте журнала изображен шагающий экскаватор ЭШ-100.100, предназначенный для вскрышных работ.

Схема ЭШ-100.100

Схема работы механизма шагания показана слева вверху. Он состоит из двух вспомогательных цилиндров, двух башмаков, шарнирно подвешенных к цилиндрам с обеих сторон экскаватора,и вспомогательных узлов. При работе экскаватора поршни обоих цилиндров втянуты внутрь, опорные башмаки подняты и не мешают вращаться поворотной части (А). Сначала механические захваты освобождают башмаки, а поршни вспомогательных цилиндров выдвигаются до упора в крышки цилиндров (Б). При этом подъемные цилиндры занимают вертикальное положение, а башмаки перемещаются вперед по ходу машины и вниз. После этого верхние полости подъемных цилиндров соединяются с магистралью, и в них поступает масло, выдвигающее поршни подъемных цилиндров, и башмаки опускаются на грунт. При дальнейшем поступлении жидкости в верхние полости подъемных цилиндров они начинают поднимать экскаватор (В). А после того как он поднимется на высоту максимального хода поршня подъемных цилиндров, верхние полости вспомогательных цилиндров соединяются со сливом, а нижние — с магистралью давления. Экскаватор начнет перемещаться в сторону, противоположную стреле, опускаясь на грунт (Г).

Журнал «Юный техник», 1976-12

Сегодня, ребята, мы побываем на «Уралмаше», где познакомимся с машиной, какой нет равных в Европе, — шагающим экскаватором ЭШ-100/100. О нем вам расскажет Борис Иванович Сатовский, лауреат Государственных премий главный конструктор отдела горнорудного машиностроения.

Наша последняя модель — шагающий экскаватор ЭШ-100/100 с длиной стрелы 100 м и емкостью ковша 100 м3. Такие гиганты прежде всего нужны в горнодобывающей промышленности, особенно там, где добыча ведется открытым способом. Чтобы добраться до пластов руды или угля, залегающих близко от поверхности, необходимо срезать верхний слой почвы.

stepСамо собой напрашивается сравнение нашего шагающего с Гулливером. Его размеры, мощность действительно под стать известному герою Дефо, очутившемуся в Лилипутии. Вы, очевидно, помните, в какое изумление пришли лилипуты от размеров его башмаков. Железные башмаки нашего шагающего тоже поражают воображение! Каждый длиной 40 м! А теперь измерьте свой башмак и сравните! «Ноги» экскаватора приводит в движение особый механизм. Чтобы шагнуть вперед, экскаватор сначала сразу опускает оба башмака. Гидроцилиндры приподнимают, перемещают трехтысячетонное тело на 2 м вперед. Экскаватор опускается на опорную раму, а башмаки приподнимаются над землей. Это их исходное положение перед следующим шагом. Затем все повторяется. Чтобы добиться такой простоты передвижения, мы должны были преодолеть своеобразный психологический барьер, отказаться от традиционных механизмов передвижения на гусеничном или колесном ходу. И тогда впервые в мире родился этот принципиально новый механизм, теперь он стал классическим, его используют все крупнейшие фирмы в мире.

Теперь о ковше. В нем свободно разместится БелАЗ. Для обычного экскаватора ковши отливают — это значит, что он состоит из одной детали. Изготовить ковш для нашей машины таким технологическим приемом оказалось невозможно, да и не нужно. Он состоит из нескольких десятков деталей. Все они укладываются на железнодорожные платформы и перевозятся отдельно, потому что в собранном виде ковш на платформе не поместился бы.

Гулливер, как известно, без особого труда отбуксировал целую флотилию. Наш ЭШ-100/100 своей тяговой лебедкой, той самой, которой он тянет ковш на себя, сможет передвинуть железнодорожный состав, для перевозки которого потребовалось бы два десятка магистральных электровозов.

Стрела экскаватора тоже необычна, она изготавливается из труб, применяющихся для прокладки нефтепроводов. Но даже не это самое интересное. Идею конструкции стрелы мы позаимствовали у… стебля бамбука, трубчатая форма которого с поперечными перемычками хорошо противостоит изгибу и сжатию.

Так выглядит шагающий экскаватор ЭШ 100/100. Длина его стрелы — спринтерская дистанция 100 м, а емкость ковша — почти два железнодорожных вагона.

esh-100.100

Теперь об управлении. В такой махине вам, наверное, видится пульт с не меньшим количеством необычных рычагов, кнопок управления, лампочек, чем перед пилотом современного авиалайнера. Но… в кабине экскаватора всего две педали и два рычага, которыми и осуществляются повороты вправо-влево, подъем или опускание ковша. Вроде бы все предельно просто. Но управлять шагающим сможет не каждый. Ведь ковш находится на расстоянии 100 м от машиниста. Это значит, что нужно не только хорошее зрение, но и отличная координация движений. Важно, чтобы ковш чисто вскрывал пласты, не оставлял бы на них землю. Мне кажется, что работу на шагающем можно сравнивать с управлением луноходом. Все операции по расчистке, перемещению грунта в сторону сначала нужно «проигрывать» в голове, опережать события на несколько секунд. Потому что остановить трехтысячетонную махину сразу не удается — велика сила инерции.

esh-100-100

 

Книга «Неизвестный Уралмаш», Сергей Агеев, Юрий Бриль

Самым большим экскаватором стал созданный и начавший работу на угольном разрезе «Назаровский» мощный шагающий экскаватор ЭШ-100.100. В его ковше можно было поместить малогабаритную двухкомнатную квартиру. Вес его равнялся 10,5 тысячам тонн.

Создавал машину коллектив конструкторов под руководством В. Л. Раскина, а наиболее ответственную часть – гидравлическую систему шагания – конструировала инженер М. А. Казаринова, ученица Б. И. Сатовского и Т. Е. Исаева. Она уже много лет руководила группой гидравликов при конструкторском бюро шагающих экскаваторов, когда ей поручили продумать механизм шагания для гиганта 100.100. Главный инженер проекта В. Л. Раскин сразу сказал, что здесь потребуется новая гидравлическая установка шагания. И Маргарита Александровна стала над ней работать.

Мысли и расчеты вылились в десятки исписанных тетрадей – эскизы, формулы, наброски. Решение пришло, когда ей на глаза попался журнал с описанием радара. Именно там она нашла описание механизма, идею которого можно было использовать в устройстве шагания. И Маргарита Александровна добивается командировки на сверхсекретный военный завод, выпускающий эти самые радары, чтобы изучить работу механизма их разворота.

Не вдаваясь в детали, скажем: она сконструировала свой механизм шагания, не такой, как у учителя Т. Е. Исаева. Она придумала другой механизм передвижения лыж и опорной базы. На обсуждениях многие специалисты ей не поверили. На заключительном совете главный инженер завода Николай Иванович Рыжков сказал:

– Задумка интересная. Но все же скажите честно, Маргарита Александровна, ходить-то он будет?

Ходить он стал хорошо, хотя помучиться с ним пришлось изрядно. И не только одной М. А. Казариновой. Например, когда выяснилось, что для изготовления деталей этого ее механизма потребуются сорта стали, которые на заводе до того не изготовлялись, металлург Шевелев провел не один десяток опытных плавок, пока не добился нужного качества металла. И инженер-сварщик Кубачек, сын профессора Кубачека, сутками пропадал в цехе, пока не получил для ее механизмов цилиндры, сваренные им по особой технологии. Будущий исполнительный директор Матвиенко, тогда еще начальник механического цеха, порой и ночевал в цехе, следя, чтобы станочники добивались нужной чистоты обработки полостей цилиндров. А когда все детали были готовы, она сама почти год пропадала на его монтаже.

Википедия

Машина получилась удачной, однако судьба её не самая завидная: ЭШ-100/100 эксплуатировался около 15 лет, а в начале 1990-х (в связи с частыми сменами собственников и, как следствие, большим беспорядком в хозяйственной сфере) был законсервирован в связи с падением объёмов добычи угля, хотя разрез на тот момент себя не исчерпал. После консервации электрика потихоньку растаскивалась на медь, а машина всё больше приходила в негодность, в связи с чем было принято решение сдать её на металлолом уже полностью.