Назаровское образование в годы войны

В трудное время войны все старались быть вместе и помогали тем, кто был на фронте, кого война оставила без кормильца и крова. Но жизнь продолжалась: росли дети — будущее этой земли, их надо было растить, воспитывать, учить. Обучение детей грамоте стало трудным и тяжелым делом. Но работники школ находили решение проблем и верили в лучшее, давая возможность детям получать образование. Именно благодаря самоотверженному труду учителей, наша страна после окончания войны смогла в короткий срок выстроить мирную жизнь.

Анализируя статистические данные и отчеты школ за предвоенные годы, и военные годы, необходимо отметить: количество школ в нашем районе с 55 в 1938 году увеличилось до 58 в 1945 году. В 1945 году в районе работало 204 учителя, которые обучали 3990 учащихся.

В годы войны учителя повышали свою квалификацию, перенимали опыт работы лучших преподавателей, заочно учились в учебных заведениях. Так из 83 учителей, не имеющих среднеспециального образования, 47 учились заочно.

Несмотря на сложную обстановку в стране, тяжелое положение на фронтах, перед Назаровской районной властью, партийными органами, на первом месте стояла забота об образовании детей. Так, в сентябре 1941 года появляется постановление исполкома Назаровского райсовета о выполнении закона о всеобуче. Всем руководящим работникам района, предприятий, колхозов и совхозов, сельсоветов, школ, вменялось в обязанность контролировать обучение детей в школах, охватывать учебой всех детей школьного возраста.

Для малообеспеченных детей, нуждающихся в одежде, обуви, учебно-письменных принадлежностях, при школах и сельских советах создавались фонды помощи. Председатели сельских советов и колхозов несли ответственность за то, чтобы в школе было достаточно дров. Чтобы учителя получали транспорт для поездки в с. Назарово.

В каждом селе, поселке, где имелись школы, проводились декадники помощи учителям и школам. В эти декадники собирали вещи малообеспеченным ученикам, проводили ремонт школ и квартир учителей, заготовку дров.

Учителям школ, помимо зарплаты, выделяли хлебные карточки, выдавались товары народного потребления. Но все-таки школы испытывали во многом острую нехватку. Не хватало карандашей, бумаги для ребят, писали на старых газетах, плакатах. На 3-5 человек приходился 1 учебник. Учителя сами приготавливали учебные пособия и оборудование.

Учителя военных лет старались сделать маленькую деревенскую школу центром детской жизни. В каждой школе существовала пионерская организация, проводились занятия кружков, как правило, хоровой, театральный, физкультурный, оборонный. Кроме того учителя вели кружки по ликвидации безграмотности среди взрослого населения.

Педагоги не считались ни с личным временем, ни с возрастающей нуждой, помогая маленьким гражданам. В силу этих причин педагог на селе пользовался огромным авторитетом и уважением.