Легендарный экскаватор ЭШ-100.100

Середина XX века стала для СССР временем стремительного экономического развития. Для угольной промышленности начался «золотой век», который продолжался более трех десятилетий. Этот период сопровождался непрерывным ростом объемов угледобычи, наращиванием производственных мощностей, совершенствованием техники и технологии, внедрением рациональных систем организации труда и производства.

Шагающий экскаватор ЭШ-100.100, крупнейший в СССР

Разрез «Назаровский» в эти годы стал опытным полигоном для освоения новой техники и прогрессивных технологий угледобычи. Кроме того, после решения компартии о создании КАТЭКа предприятию отвели место стартовой базы для развития этого грандиозного проекта. Было еще одно обстоятельство, способствующее высокой роли разреза в осуществлении этого замысла: высочайшая квалификация назаровских угольщиков. Здесь работали уникальные экипажи и выдающиеся мастера горного дела — машинисты-рекордсмены, Герои Труда, орденоносцы. Поэтому, когда на свердловском «Уралмашзаводе» приступили к созданию гигантского вскрышного экскаватора ЭШ-100/100, было понятно: машина попадет в надежные руки.

Монтажная площадка

В Назарово к встрече экскаватора-гиганта подготовились основательно. Здесь была создана специальная монтажная площадка, и все детали машины собирались на ней методом сварки с применением высокопрочных болтов при участии шеф-инженеров с «Уралмаша» и «Электросилы». Надежность монтажных работ обеспечивала специально построенная электрическая подстанция, ведь электроэнергии для этой машины требовалось столько, сколько потребляет небольшой город. О грандиозности экскаватора можно судить по тому, что для транспортировки всех его узлов понадобилось двадцать железнодорожных составов, а общая протяженность электрических линий этой машины составила несколько десятков километров. Процесс монтажа и обучения управлению этим гигантом стал незабываемой исторической вехой в жизни горняцкого коллектива.

Монтаж шагающего экскаватора ЭШ-100.100

Ковш экскаватора ЭШ-100.100

В начале 1977 года монтаж и наладка уникального экскаватора, которые продолжались 5 лет и 3 месяца, были завершены. В марте машину перегнали с монтажной площадки в забой на расстояние 3 тысячи метров. Руководство перегоном осуществлял начальник экипажа В. Т. Васильев. Машинистами, бригадирами каждой из смен на ЭШ-100/100 были назначены самые опытные и умелые мастера: Б. Н. Эшке, Н. 3. Володьков, Н. К. Бледнов, А. А. Шкаруба. Они проработали на этом экскаваторе все годы его существования. Уже в 1979 году машиной было вынуто 4 миллиона 605 тысяч кубометров грунта.

Анатолий Шкаруба, машинист шагающего экскаватора ЭШ-100.100

С вводом в действие ЭШ-100/100 производственная мощность разреза достигла 13 миллионов тонн, а добыча угля в 1982 году поднялась до рекордной цифры — 15,1 миллиона тонн.

В 1984 году было принято решение перебросить экскаватор на строительство Чулымского участка. Для этого нужно было полностью обойти поле действующего разреза, имеющего к тому времени уже весьма внушительные размеры. В феврале машина отправилась в путь по подготовленной полке через высоковольтную ЛЭП и железнодорожную магистраль Ачинск — Абакан. Был составлен график разборки железнодорожного полотна и насыпи, а затем их восстановления, чтобы не допустить сбоя в движении по нагруженной магистрали. Это был беспрецедентный перегон: 11,5 километров! Но все прошло четко и слаженно.

С 1977 по 1993 год ЭШ-100/100 переместил 127,7 миллиона кубометров горной породы, поставив абсолютный рекорд среди экскаваторов страны.

Вид из кабины экскаватора ЭШ-100/100

Шагающий экскаватор ЭШ-100.100 в Назаровском карьере. Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс

Впоследствии судьба этой легендарной машины сложилась печально. Конец 1980-х — начало 1990-х годов ознаменовались для страны тяжелыми экономическими потрясениями. Хронические неплатежи потребителей поставили угледобывающие предприятия «на колени». Трудовая биография легендарной «сотки» прервалась из-за банального отсутствия денег: экскаватор нуждался в капитальном ремонте, а средств на него не было. Поэтому было принято решение списать экскаватор.