Родился 06.06.1924 в селе Бакланово Черниговской области УССР. Умер в 1976 г. Учился в Одесском государственном художественном училище (1946-1951). Участник художественных выставок с 1953 г. Участник Великой Отечественной войны. Жил и работал в г. Красноярске (1952-1973).
В 1952 году в Красноярск приехал молодой скульптор Василий Сергеевич Павленко (1924-1975). Здесь он нашел свою тему и в полную силу раскрыл творческие возможности. В. Павленко родился в селе Уральское Николаевской области, на Украине. В школе, где он учился, уроки рисования вел опытный педагог Т. С. Кляцкий, который заметил незаурядные способности Павленко, поддерживал его и внушал мысль о необходимости продолжения художественного образования. Но война надолго задержала осуществление этой мечты. Весной 1944 года В. Павленко в числе других ребят из его села был угнан в фашистскую неволю. По дороге он бежал, перешел линию фронта и вернулся в родное село, уже освобожденное нашими войсками. В. Павленко вступил в ряды Советской Армии. В частях 3-го Украинского, а затем 1-го Белорусского фронтов он прошел трудной и славной дорогой войны от Днестра до Одера. В 1945 году был тяжело ранен в бою за Одерский плацдарм, награжден орденом «Красной Звезды». Выйдя из госпиталя, поступил в 1946 году в Одесское художественное училище, которое успешно окончил в 1951 году по классу художественной керамики. Его дипломная работа «Чапаев» экспонировалась на выставке произведений художников Российской Федерации.
Пребывание В. Павленко в Красноярске было для его творчества весьма плодотворным. Большая энергия, неуемная жажда творчества, стремление как можно шире показать в искусстве современника, его героический труд рождают целую серию портретов за сравнительно короткий срок. Скульптор путешествует по краю, бывает в колхозах, совхозах, на новостройках. Делает портреты передовых чабанов Хакасии: Шоева, Сафьянова, Идемесовой, знатного металлурга Норильска Федюхи, молодого рабочего красноярского депо Елизарьева, строителей дороги Абакан — Тайшет Сидякина, Валдаева, Матвеевой, строителей Красноярской ГЭС Василистова, Маршалова, Гладуна, Героя Советского Союза Кудрина, полного кавалера ордена Славы Литвиненко и других знатных людей края. Скульптору удалось передать и внешнее сходство, и уловить характерное и типическое в облике современника.
Привлекал Павленко и прекрасный, полный глубокого своеобразия мир детства. Его фарфоровая скульптура «Наталка» экспонировалась на выставке VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, а на Всесоюзной художественной выставке, посвященной 40-летию пионерии, большим успехом пользовалась жанровая композиция «Заботливый шеф». Эти работы привлекают глубоким знанием детской психологии, теплым юмором. Однажды Павленко побывал в Кемчугском детском доме. Мысль сделать серию портретов воспитанников увлекла художника. Он создал более десятка работ. Много обаяния, тепла, духовной чистоты в портретах «Детдомовец Токмаков», «Витя Вундер», «Сопрутько Света», «Кореянка Галя».
Много сделал Павленко в монументальной пропаганде, создав памятники сибирским партизанам в городе Назарово и в поселке Стрелка Енисейского района, герою гражданской войны, комсомольцу В. Суворову в селе Коптырево Шушенского района. Значительный интерес представляет установленный в селе Вельское Пировского района памятник революционному демократу Буташевичу-Петрашевскому, умершему здесь в ссылке. Памятник выполнен в граните. Четкое построение головы, выступающей из глыбы камня, тонкая моделировка форм лица выразительно контрастирует с фоном необработанной поверхности гранита. В образе революционера вдохновенно выражена мысль о стойкости духа борца.
Много работал Павленко над образом В. И. Ленина. Итогом явились два наиболее значительных произведения — памятник Ильичу в поселке Решеты и «Ленин в сибирской ссылке», исполненный скульптором в мраморе к зональной выставке, посвященной 100-летию со дня рождения вождя. Эта работа наиболее удачна в Лениниане скульптора. Она передана краевыми организациями в дар Хакасской автономной области в день 40-летия ее образования.
Много, очень много сделал в искусстве ваяния В. С. Павленко. Еще более обширными были его планы, но жизнь оборвалась на самом высоком взлете.
В. С. Павленко производил впечатление человека физически сильного, духовно крепкого, жизнерадостного и никто не знал, как ему было трудно переносить во время работы тонны глины, рубить гранит и мрамор, резать дерево, делая все это стоя на больной, поврежденной на фронте ноге. И как сильно он должен был любить искусство, свой труд, чтобы превозмогать боль каждодневно.